Московский спальный район впервые получит собственный арт-пляж – инсталляцию Марины Звягинцевой «Море спального района» в парке «Кузьминки».

Организатор: Парк «Кузьминки»
Соорганизатор: Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)
Кураторы: Виталий Пацюков, Борис Клюшников
Художник: Марина Звягинцева
Время: 05 июля – 31 октября 2014
Открытие: 05 июля в 15:00

Марина Звягинцева. «Фонтан ЖКХ», эскиз, 2014

Полноценный отдых для городского человека начинается за чертой города. Лишь покинув пределы каменных джунглей, горожанин может свободно, полной грудью, вдохнуть, – и, кажется, дело тут не только в объективном качестве воздуха. Мегаполис где-то очень глубоко в нашем подсознании стал территорией не-свободы, зависимости, рутины – всего того, антонимом к чему выступает Отдых. Синонимом же самому Отдыху большинство горожан, пожалуй, выберут море.

По теории великого отечественного ученого Ивана Павлова, залог правильного отдыха для нашего организма – это смена деятельности, но глубинные законы восприятия сильнее доводов даже гениальнейшего из физиологов. Итак, для отдыха надо уехать из города, уехать на море: траектория зафиксирована? Нет! Инсталляция «Море спального района» разрывает этот порочный причинно-следственный круг.

Художник и куратор Марина Звягинцева – создатель «Моря спального района» – рискнула предположить, что за морем не нужно ехать куда-то далеко. Здесь и сейчас у нас есть свое собственное море: городская вода, которая течет по трубам. Это прирученное человеком и спрятанное в подземные коммуникации море окружает нас повсюду, оно – прямо у нас под ногами. Наш сайт предлагает смотреть бесплатно домашнее порно видео в отличном качестве.

Одна частей инсталляции — «Фонтан ЖКХ» — составлена из пяти ванн, стоящих на земле по кругу, — жестко связанных между собой в единое целое и привареных к центральной стойке (квадратному металлическому блину с трубой), вокруг которой закреплены тонкие трубы с душевыми лейками. На лейках же – застывшие струи воды, сделанные из силикона. Задача паблик-арт-проекта «Море спального района» – указать жителю города на то, рядом с чем он живет каждый день; и вот другая часть инсталляции, «Бассейн», наполненный сухим и безжизненным песком — напоминает о дихотомии искусственного и природного, о жестких законах существования современного урбанистического существа.

Продолжая осмотр инсталляции, зритель видит Кровать – как символ спального района – и наблюдает, как она прорастает трубами, в которых живет наше “тайное” море. В этом жесте художника техника, в данном случае водопроводная и ирригационная, лишается своего прикладного и приватизированного характера и воссоздает в пространстве города общественную ценность моря, его равную доступность для всех жителей независимо от уровня дохода и места жительства. «Фонтан ЖКХ» из ванн и душевых леек напоминает об исчезновении воды, которую отключают летом. Ванны и кровати – предметы интимного пространства человека — переносятся под открытое небо и оказываются символом выхода человека из личного пространства в зону общественной коммуникации.

Марина Звягинцева «возвращает» воду паркам и природе, ее искусство заново изобретает общественное прямо посреди современного мира, привнося в ландшафт парка импульс соучастия. Таким образом, инсталляция конструирует ключевые символы моря – и оно оживает вместе с обычным газоном, ставшим арт-пляжем.

В то же самое время проясняется генезис «Спального Района» — это не просто облагораживание двора, косметика серых ландшафтов, но и определенная критическая позиция, работа с окраинами как с активным «меньшинством», собирающимся вокруг тем среды, отдыха и труда. Этой неоднозначной семантике произведения Марины Звягинцевой будет посвящен круглый стол «Мифология спального района», площадкой для которого 12 июля послужит сама инсталляция.

Паблик-арт в Москве.
Словосочетание «Спальный район» в названии инсталляции не просто указывает на место ее расположения – московский район Кузьминки — это еще и название многолетней паблик-арт-программы Марины Звягинцевой, частью которой теперь становится «Море». Цель этой программы – преобразовывать общественное пространство с помощью современного искусства; это рискованная попытка реабилитации в глазах гостей столицы и жителей центра мегаполиса его окраинных зон, которые до сих пор воспринимаются как место, далекое от современного искусства.

Успехи проектов этой программы – выставки в Люберецком роддоме, в Центре образования № 109 г. Москвы, проект «Арт-прививка» в консультативно-диагностическом центре Морозовской больницы, а также три проекта в рамках Московской биеннале современного искусства – «Спальный район», «Дом художника «Южное Бутово/Спальный район» и «МедиаДвор» – доказали, что такие события востребованы и служат развитию public-art в России, причем один из проектов – «Спальный район. Открытый урок» – вошел в шорт-лист VII Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ.

Марина Звягинцева
Один из лидеров паблик-арта в России, сквозь его призму Марина Звягинцева с 2009 года пристально изучает московские спальные районы, – становящиеся в ее творчестве пространством незамутненного арт-восприятия.

Окончила художественно-графический факультет МГЗПИ. С 1992 г. – член Творческого союза художников России. С 2001 г. – член Московского Союза Художников. Дважды номинант премии Кандинского. В 2011 году вошла в лонг-лист Премии Курёхина, в 2012 – в шорт-лист VII Всероссийского конкурса «Инновация».